Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход  
                               Вы вошли как Гость
R O C K - M A G N E T
Block title
Логин:
Пароль:
  
    
Меню сайта
Главная » 2008 » Октябрь » 26 » История израильского прогрессивного рока
02:04
История израильского прогрессивного рока

История израильского прогрессивного рока. Часть 1.

 

В отличие от многих прогрессивных сцен мира, израильская прогрессивная рок-сцена оставалась практически неизвестной за пределами страны, да порой и в самом Израиле. Ее формирование можно проследить в конце шестидесятых, когда в Израиле была оживленная, но небольшая клубная/дискотечная сцена, что дало многим группам возможность выступать и отшлифовывать свое звучание. Большинство этих групп (THE LIONS, UZI VE'HSIGNONOT, HACHOCOLADA, HASHMENIM VE'HARAZIM и другие) сконцентрировались на исполнении кавер-версий популярных в то время артистов, таких как THE BEATLES, PROCOL HARUM, THE SEARCHERS и т.д., в то время как другие начали разрабатывать свое собственное оригинальное звучание.

В Иерусалиме блестящий молодой гитарист Шломо Мизрахи (Shlomo Mizrahi) под влиянием Хендрикса (Hendrix) основал группу HA'BAMA HA'HASHMALIT ("Электрическая Сцена"), которая считалась радикальной для своего времени и проложила дорогу многим последующим командам.С другой стороны, в Тель-Авиве молодые ребята образовали группу, которой суждено было стать одной из самых знаменитых и популярных в Израиле - THE CHURCHILLS. THE CHURCHILLS (поначалу известные как CHURCHILL'S HERMITS) играли с 1965 года. Состав группы несколько раз менялся, пока наконец не установился в лице Хаима Романо (Haim Romano) (гитара), Микки Гаврилова (Mickey Gavrielov) (бас), Ами Трайбах (Amy Treibatch) (ударные) и присоединившихся к ним английского гитариста Роба Хаксли (Rob Huxley) и канадского певца Стэна Соломона (Stan Solomon). В этом составе они записали три песни (две из которых были выпущены на синглах). На какое-то время музыканты отправились в Данию (играть на разогреве у DEEP PURPLE), где они подверглись воздействию наркотиков и андеграундной музыки. В результате их музыка постепенно становилась все более и более психоделичной.

 

 

По возвращении в Израиль музыканты начали использовать в своем
творчестве арабские и греческие мотивы. Они записали несколько
саундтрэков для одного израильского фильма, которые легли в основу альбома "The Churchills". Альбом сочетал в себе психоделическую и андеграундную музыку с греческими и арабскими мотивами. Он был революционным (и до сих пор считается этапным для психоделического рока, пользуется популярностью и стоит очень дорого). Несмотря на
оригинальность (или скорее из-за нее), альбом плохо продавался. Стэн Соломон покинул группу, и какое-то время музыканты работали в качестве сессионщиков для других местных артистов или гастролеров. Наконец, они объединились с молодым поп-певцом Ариком Айнштейном (Arik Einstein), который решил заняться рок-музыкой. Вместе с THE CHURCHILLS и другим превосходным музыкантом Мишей Сигалом (Misha Segal) Айнштейн записал в
1969 году альбом "Poozi", который считается первым еврейским
рок-альбомом. Альбом состоял из довольно стандартных рок- и поп-песен с легким психоделическим уклоном, но также включал самую первую израильскую прогрессивную рок-песню "Hayo Haya". Эта песня открывается джазовым фортепианным соло на фоне звона стаканов и покашливания, затем все это переходит в органную музыку в духе PROCOL HARUM с пением и стонами Айнштейна, прерывается великолепным "кислотным" гитарным соло Хаима Романо и снова возвращается к джазовому фортепиано, затем к
органу и завершается кульминацией, где Арик надрывается от крика. Это одна из лучших израильских прог-вещей, ИМХО. Айнштейн в дальнейшем стал одним из популярнейших певцов Израиля и выпустил многочисленные альбомы , причем некоторые из них вместе со следующим поколением израильских прог-музыкантов. Но этот его альбом - единственный, который
может представлять интерес для коллекционеров во всем мире.

THE CHURCHILLS

 

 Tем временем объединились с
израильским композитором/дирижером Ноамом Шариффом (Noam Shariff),
который организовал для них совместный концерт с Израильским Филармоническим
оркестром; Шарифф, серьезный классический композитор, который прежде уже принимал участие в записи их альбома, находился под

впечатлением от альбома DEEP PURPLE с Лондонским Симфоническим оркестром, и поэтому группа исполнила две вещи Баха: "Choral for Young Lovers" и "Concerto X 2". Эта попытка была выпущена на сингле и имела некоторый успех.
В 1970 году к группе присоединился новый вокалист - Дэнни Шушан (Danny Shushan), что изменило их направление в сторону хард-рока. В 1971 они отправились в Лондон, сменили название на JERICHO JONES и записали альбом "Junkies, Monkeys and Donkeys", содержащий как хард-роковые так и более спокойные и прогрессивные ходы. После этого они дали несколько
концертов в Англии и начали работу над новым альбомом, для которого они сократили свое название до "JERICHO". Эта работа была более законченной, группа сохранила свой хэви/хард-роковый саунд, но песни стали более усложненными, к тому же в альбом вошла превосходная, совершенно прогрессивная песня "Justin and Nova" с фортепианными и струнными аранжировками. Это хороший альбом, с заметным влиянием LED ZEPPELIN и в то же время весьма оригинальный. Оба альбома были переизданы на CD немецким лэйблом Repertoire.
Второй альбом имел большой успех в Европе, и группа много
гастролировала. Однако музыканты затосковали по дому, и когда
запланированное турне с LED ZEPPELIN отменили, группа распалась.

 

Тем временем в Израиле стали твориться интересные вещи. В 1971 году барабанщик-композитор Зохар Леви (Zohar Levy) собрал новую группу под названием ACHARIT HA'YAMIM ("Апокалипсис"). Группа не была прогрессивной, но, тем не менее, значимой и авторитетной, а ее единственный альбом (который теперь считается этапным для израильского рока) сочетал в себе психоделический хард-рок с сильным влиянием блюза и соула и прогрессивные гармонии. Этот альбом тоже провалился в коммерческом плане, и группа распалась.

 

 

Шломо Гроних (Shlomo Gronich)


В 1971 году появился еще один достойный музыкант - Шломо Гроних, сын учителя музыки, вундеркинд. Он воспитывался на классической музыке, пока не открыл для себя THE BEATLES. После службы в армии он стал профессиональным музыкантом, и в 1971 году вышел его первый альбом "Why Didn't You Tell Me?". Это был первый израильский прог-рок альбом, просто революционная работа. В альбоме нашла отражение многогранность его сложной музыки и его личности. В альбоме прослеживается влияние различных стилей, от классики до джаза, андеграундного рока, еврейской народной музыки и музыки кабаре, а заглавная песня запечатлела рьяные вопли и крики Грониха и энергичную игру на фортепиано. Атмосфера альбома полна отчаяния; он совершенно необходим каждому, кто интересуется развитием израильского прога.

С коммерческой точки зрения альбом провалился, и Гроних стал
сотрудничать с другим талантливым музыкантом, Мати Каспи (Mathi Caspi). Каспи, у которого было схожее образование, был композитором, аранжировщиком, продюсером и мультиинструменталистом. Они начали писать песни и гастролировать, и результатом их сотрудничества стал альбом
"Behind The Sounds" - еще одна веха на пути израильского прога. На этом живом альбоме Гроних пел и играл на фортепиано, а Каспи пел и играл на акустической гитаре. Несмотря на столь простую инструментовку, им удалось создать богатый, интересный саунд. Музыка включала в себя обычную смесь классики, джаза, музыки кабаре, рока и даже какие-то бразильские мотивы и колебалась от прекрасной до пугающей, от довольно доступных песен до чистого авангарда. Это также один из фундаментальных израильских прог-альбомов.
После этого Каспи начал сольную карьеру и постепенно отошел от рока, сконцентрировавшись на других направлениях, таких как боссанова, рэгги и так далее. В 1984 году музыканты воссоединились для совместного турне и записи альбома, но это не оправдало ожиданий.
В 1973 году несколько арабских стран напали на Израиль, что привело к ужасной войне Йом-Киппур. Эта война нанесла большой урон израильскому народу, и вся музыкальная и культурная деятельность в ту пору прекратилась. После войны многие артисты старались выразить свою боль в творчестве. Гроних объединился с двумя другими талантливыми молодыми музыкантами, Шем-Товом Леви (Shem Tov Lev) и Шломо Идовым (Shlomo Ydov). С Гронихом на клавишных, ударных и вокале, Леви на флейте, клавишных, ударных и вокале и Идовым на гитаре, басу, ударных и вокале они записали блестящий альбом, назвав группу KTZAT ACHERET ("Немного
Другие") или, как они называли себя на английском, "NONAMES". В этом альбоме отразились боль и страдания войны Йом-Киппур, он был очень разносторонним в музыкальном плане. На этом этапе KTZAT ACHERET находились под большим влиянием таких групп, как GENTLE GIANT, YES и THE MAHAVISHNU ORCHESTRA, что проявилось в их творчестве, но музыканты также добавили свою долю джаза, классического авангарда и музыки Среднего и Дальнего Востока. Этот альбом - шедевр израильского прога, один из фундаментальных. Через некоторое время группа распалась из-за
отъезда Грониха в США.

Тем временем другой талантливый музыкант, Йони Рехтер (Yoni Rechter), клавишник самой популярной тогда в Израиле группы KAVERET ("Улей"), учился в музыкальной академии в Иерусалиме и там подружился с другим талантливым музыкантом, Авнером Кеннером (Avner Kenner). Помимо классического образования, оба разделяли страстное увлечение ведущими прогрессивными исполнителями, такими как YES, GENTLE GIANT и т.д. Под их влиянием музыканты начали писать свою оригинальную музыку, и вместе с барабанщиком Зохаром Леви (из вышеупомянутой группы APOCALYPSE) и сессионными музыкантами (включая Грониха и несколько участников KAVERET) записали альбом "14 Octaves". Хотя альбом и не дотягивал до уровня "Ktzat Acheret", он был удачным и это вполне достойная прогрессивная работа.

 

 

История израильского прогрессивного рока. Часть 2.

 

ZINGALE

В 1974 году образовалась, пожалуй, самая знаменитая
израильская прог-группа ZINGALE. В нее вошли басист Уди Тамир (Udy Tamir), клавишник Ади Вайсс (Ady Weiss), вокалист/гитарист Эфраим Барак (Efraim Barak), барабанщик Давид Шанан (David Shanan), скрипач Тони Брауэр (Tony Brower) и еще несколько музыкантов. Название группы на ивритском слэнге означает сигарету с марихуаной. Это была первая израильская прог-группа, использующая театральные элементы во время концертов (маски, освещение и т.п.). Записав несколько синглов (провальных) на иврите, они решили сконцентрироваться на английских текстах и инструменталах, нацеливаясь на международный рынок. На
определенном этапе английская фирма Decca Records проявила интерес к группе, но из этого так ничего и не вышло. Они начали работу над своим единственным альбомом "Peace", который потом стал классикой. Он был записан к концу 1975 года. Как и в других израильских прог-альбомах того периода, в нем нашли отражение ужасы войны Йом-Киппур, но в отличие от них тексты были только на английском. Это самый совершенный израильский прог-альбом. На эту великолепную работу в равной степени повлияли симфонический рок GENTLE GIANT и YES и психоделический
джаз-рок кентерберийской сцены, и при этом музыкантам удалось сохранить свою индивидуальность. Альбом вышел ограниченным количеством лишь спустя два года после записи и стал раритетом. В 90-х он был переиздан на CD, также ограниченным тиражом, который быстро разошелся, и сейчас его невозможно достать. В период между записью альбома и его релизом музыканты записали несколько песен на иврите, что не привлекло никакого
внимания (в 1996 участник группы Джонни Стерн (Johnny Stern) частным образом издал на CD все их записи на иврите под названием "A Party Inside"). В конце концов, из-за возрастающего интереса нескольких участников к религии и отсутствия успеха группа распалась, оставив лишь один альбом, но шедевр.

В 1976 Шем-Тов Леви (который играл в KTZAT ACHERET и долгое время сотрудничал с Ариком Айнштейном) записал свой первый сольный альбом "In The Mood", в котором приняли участие Хаим Романо из THE CHURCHILLS, гитарист APOCALYPSE и KAVERET Ицхак Клептер (Ytzhak Klepter) (также бывший участник THE CHURCHILLS) и Авнер Кеннер из 14 OCTAVES. Это тоже превосходный прог-альбом. Помимо влияния, которое нетрудно предположить
(т.е. GENTLE GIANT, YES и THE MAHAVISHNU ORCHESTRA), в нем также прослеживается влияние классики, джаза и музыки Среднего Востока, что впоследствии стало фирменным звучанием Леви. Это был оригинальный, отлично сделанный альбом, который установил новые стандарты в прог-наследии Израиля. Очень рекомендуется.

В середине 70-х годов появились еще две значимые группы - PIAMENTA и ATMOSPHERE. PIAMENTA была названа в честь ее основателя Йосси Пьямента (Yossi Piamenta), виртуозного гитариста, на которого оказал сильное влияние Джимми Хендрикс (Jimmy Hendrix). Группа выступала уже несколько лет и записала несколько синглов/демо к 1977 году, когда их услышал знаменитый джазовый саксофонист Стэн Гетц (Stan Getz), бывший на гастролях в Израиле, и они произвели на него большое впечатление.
Вместе с Гетцем группа записала альбом, в котором сочетались
хэви-метал, джаз и арабско-восточные элементы. Эта попытка была
единственной в своем роде, но, к сожалению, альбом так и не был
выпущен, и когда Пьямента принял приглашение Стэна Гетца поработать с ним в США, группа распалась. Пьямента же до сих пор занимается музыкой и выпустил несколько альбомов в 80-х и 90-х годах. 

ATMOSPHERE

Образованная в 1976 году студентами, регулярно выступала вместе с PIAMENTA и другими прогрессивными группами того времени. В 1977 вместе с Эфраимом Бараком из ZINGALE музыканты записали материал для целого альбома; к сожалению, он так и не был издан, но записи этой группы циркулируют среди коллекционеров.
ATMOSPHERE - одна из лучших израильских прог-групп, которая с очень профессиональным подходом записала длинные и сложные трэки с заметным влиянием YES, эти записи стоит поискать.

Интересной группой, которая образовалась в 1975 году и выпустила свой единственный альбом в начале 1976 года, была TAMOUZ. Это была супергруппа, возглавляемая двумя крупнейшими израильскими
рок-музыкантами - Шаломом Ханохом (Shalom Hanoch) и Ариэлем Зильбером (Ariel Zilber). Хотя в основе своей они были хард-рок группой, их альбом "The Orange Season is Over" все же содержал один хороший прогрессивный трэк с длинными и сложными инструментальными пассажами. Этот трэк "The Deeper, The Bluer" был значительным вкладом непрогрессивной группы в каноны израильского прога.

SHESHET

После выпуска дебютного альбома, Шем-Тов Леви собрал новую группу SHESHET; в ней состояли певица Джудит Равиц (Judith Ravitz) (которая стала мега-звездой Израиля в 80-е) и несколько опытных музыкантов с роковым и джазовым образованием. Этой группе было очень нелегко устраивать концерты, т.к. никто не хотел стать их менеджером из-за того, что их музыка была по сути некоммерческой. Группа распалась, но один из управляющих звукозаписывающей компании, который слышал их на одном из редких концертов, предложил им контракт, и таким образом
группа воссоединилась с целью написания альбома. Альбом с одноименным названием был записан и вышел в свет в 1977 году и считается одним из лучших израильских прогрессивных рок-альбомов. В нем содержатся элементы прога, джаза, арабской и балканской музыки и прослеживается сильное влияние первого воплощения альбома "Return to Forever" группы CHICK COREA, с сильными композициями и отличной игрой всей музыкантов.

Вышеупомянутый Арик Айнштейн во второй половине 70-х "заимствовал" многих израильских прогстеров для работы над своими альбомами, особенно Шем-Това Леви и Йони Рехтера, а также Авнера Кеннера, Ади Вайсса (из ZINGALE) и Шломо Идова (из KTZAT ACHERET), который в 1978 году выпустил свой первый сольный альбом "The First Time". Это тоже был сильный,
цельный альбом симфонического рока в духе CAMEL, GENESIS и, конечно, GENTLE GIANT. Я считаю его одним их прекраснейших прог-альбомов, выпущенных в Израиле, и рекомендую от всего сердца. Он по большей части состоит из песен, но также содержит два отличных инструментала, которые просто великолепны.

В конце 70-х образовались еще две группы. GAN EDEN ("Райский Сад") были в основе своей хэви-метал группой, но их единственный редкий альбом включал прогрессивный инструментал "Paramix". Большее значение имеет
группа из Иерусалима DUVDEVAN ("Вишня"), возглавляемая
вокалистом/клавишником Ивом Туати (Yves Touati) и Дэнни Тибберином (Danny Tibberin), играющем на электрической скрипке. Хотя они записали несколько демо для Израильского радио, только один трэк "Ben Gurion Airport" можно достать на CD-сборнике - очень жаль, потому что они действительно превосходны. Их музыка, сочетающая прогрессивный и психоделический джаз-рок, совершенно уникальна. В 80-е годы они несколько раз распадались и собирались вновь, и их записи все еще ждут выпуска.

В 1979 году Йони Рехтер тоже выпустил свой первый сольный альбом "Intentions". В него входили как отличные прогрессивные вещи, так и более попсовые, это прекрасный альбом, но не полностью прогрессивный, так что рекомендовать можно только часть записей.

В 1980 году после нескольких лет, проведенных в США, вернулся Шломо Гроних. Он отправился в турне, итогом которого стал живой альбом. В альбоме был представлен как новый, так и старый материал, а одна из его сторон была отведена рок-опере "America", которая была поставлены лишь несколько лет спустя. Однако этот альбом можно порекомендовать только самым твердолобым фэнам - он хороший, но не столь блестящий и новаторский, как его предыдущие работы.
Однако его следующий альбом - это совсем другая история. Гораздо более сильная, уникальная работа "Cotton Candy" представляет нам наиболее зрелого, сложного Грониха. Альбом включает несколько превосходных трэков: "Nueba" (кавер-версию которой исполнял знаменитый джазовый флейтист Херби Манн (Herbie Mann)); "I Hadn't Stopped Yet" с великолепным пассажем на ситаре, "Nowhere" - замечательный джаз-прог, а также одну из самых лучших израильских прогрессивных трэков "Luna Park"
- безумную джазовая вещь в духе GENTLE GIANT.

Следующим начинанием Грониха было воссоединение с Шем-Товом Леви. Музыканты, которые попутно успели породниться, записали в 1983 году "Family Album". На данный момент это их последняя попытка в стиле прогрессив. Гроних от безысходности записал песню протеста "Simple Songs" - против людей, не желающих слушать сложную музыку. Как ни абсурдно это звучит, но эта песня стала его самым лучшим хитом. Кроме нее, альбом включал фолковые мелодии в исполнении членов семьи, переработку "Autumn Nights" с альбома SHESHET и несколько отличных
прогрессивных трэков - "Transition", "Dance of the Hobbits" и "The
Heart Opens". В целом это не очень сильный альбом, но все же хороший.

В 1981 году образовался дуэт Илана Вирцберга (Ilan Virtzberg) и Шимона Гелбеца (Shimon Gelbetz), и они записали альбом "Good Vintage", посвященный песням израильской поэтессы Ионы Воллах. Строго говоря, этот отличный альбом не столько прогрессивной, сколько арт-роковой направленности, но в нем есть сильные прогрессивные гармонии.
Рекомендуется.

 

 

Альбом "Point of View" группы LORD FLIMNAP

 

LORD FLIMNAP были последней группой, образованной в 80-е после
нескольких лет затишья в израильском проге. В группе состояло 3
подростка: Итай Аяль (Itay Eyal) (вокал/гитара/бас), Охад Гольдбрат (Ohad Goldbrat) (вокал/клавишные) и Алон Вайссман (Alon Weissman) (ударные). Это трио, участникам которого было по 15-16 лет, умудрилось записать зрелый и очень хороший альбом. Их музыка и саунд напоминали ранние английские прог-группы, такие как SPRING, CRESSIDA, FIELDS и т.п. CD был даже переиздан в Германии одним лэйблом, который представлял их как загадочную английскую группу начала 70-х. Этот лэйбл также обещал устроить для них европейское турне, но это так и не осуществилось, и группа распалась.

 

В начале 90-х в израильском проге наступило затишье, однако несколько новых лиц все же появилось на этой сцене. Такие группы и исполнители, как ROCKFOUR (которые сейчас привлекают некоторое внимание за границей), TOM AND THE TRUE STORY, DOPPLER EFFECT и Эвиатар Банай в какой-то мере испытывали на себе влияние прогрессива либо использовали его элементы.

В конце тысячелетия и в начале следующего появились несколько более прогрессивных рок-групп. Большинство из них записали демо, но никто не смог издать записи массовым тиражом. Среди них ASHKELON QUILT (которые собираются выпустить альбом в Англии), PARVA CHAMA ("Горячий Мех") , многообещающая новая группа TRESPASS,

 

GARY GOLD BAND

(Группа Игоря Золотарёва) сформированная усилиями выходцев из стран бывшего Союза в конце 90-х годов. К сожалению на пике своего творческого вдохновения, группа в 2005 г. записала единственный диск "WHY" и была расформированна из за скоропостижного ухода из жизни главного зачинщика и ядра группы Игоря Золоторева - инструменталиста,  гитариста и неординарной личности. "Why" знаменует собой возврат к гитарному инструменталу . Пока на музыкальной сцене господствует гранж, виртуозное исполнение вряд ли будет в моде. Однако альбом "Why" лишний раз доказывает (если, конечно, требуются доказательства), что прочувствованная и искренняя музыка - явление бессмертное.
Отрывки из композиций:







 

Дискография израильского прога (избранная):

 

The Churchills - S/T (69)
Arik Einstein - Poozi (69)
Jericho Jones - Junkies, Monkeys and Donkeys (71)
Shlomo Gronich - Why Didn't You Tell Me? (71)
Acharit Hayamim/Apocalypse - S/T (72)
Mathi Caspi & Shlomo Gronich - Behind The Sounds (72)
Jericho - S/T (72)
Ktzat Acheret/Nonames (74)
Yoni Rechter & Avner Kenner - The 14 Octaves (75)
Shem Tov Levy - In The Mood (76)
Tamouz - The Orange Season Is Over (76)
Zingale - Peace (77)
Sheshet - S/T (77)
Shlomo Ydov - The First Time (78)
Yoni Rechter - Intentions (79)
Shlomo Gronich - Concert (80)
Ilan Virtzberg & Shimon Gelbetz - A Good Vintage (81)
Shlomo Gronich - Cotton Candy (82)
Shlomo Gronich & Shem Tov Levy - Family Album (83)
Arik Einstein - Collection (81)
Arik Einstein - 2nd Collection (86)
Lord Flimnap - Point Of View (89)
Zingale - A Party Inside (96)
Gary Gold Band - Why (2005)
-------------------------------

 

 

Перевод - Alissa

 

 

Просмотров: 1776 | Добавил: magnet
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]